Регистрация

Версия для слабовидящих

Информация о проекте

сайт создан в рамках проекта «Каждому учителю - профессиональный сайт»

www.teacher-site.ru

 

Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.irina-larina.ru/
В воспитании нет ничего ничтожного
Николай Иванович Пирогов

Таймер не настроен

Этот блок ещё не заполнен
Сейчас на сайте: 60
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Учительский портал
2 место
Сообщество педагогов
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com

Сайт учителя Лариной И.А.

Показать код баннера

Положение о портфолио ученика начальной школы

06.05.2016

Положение о портфолио ученика начальной школы

 

  1. Общие положения

 

1.1.Настоящее Положение разработано в рамках введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в начальной школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

1.2.Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.

1.3.«Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период  его обучения в начальной школе.

1.4.Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами обучения является составляющей рейтинга учащихся.

1.5.Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.

1.6.На первой ступени (начальная школа) важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет  реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.

 

  1. Цели и задачи портфолио

 

2.1.Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.

2.2.Основными задачами применения портфолио являются:

- повышение качества образования в школе;

- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности,  расширение возможности обучения и самообучения;

- систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;

- формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- создание ситуации успеха для каждого ученика;

- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

 

III.Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности

 

3.1.Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог и администрация школы.

3.2.Обязанности учащегося:

Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

3.3.Обязанности родителей:

Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.

3.4.Обязанности классного руководителя:

Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.

3.5.Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога:

Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

Психолог проводит индивидуальную диагностику профессиональной направленности личности.

3.6.Обязанности администрации учебного заведения:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.

 Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.

 

 

 

IV.Структура портфолио

 

Портфолио учащегося имеет титульный лист и состоит из четырех разделов.

Оформление титульного листа представлено в Приложении 1.

Раздел: «Мои достижения». В  этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет  дипломы, грамоты, благодарности и сертификаты олимпиад, конкурсов, соревнований,  табели успеваемости, результаты тестирования.

Данный раздел:

- предполагает качественную и количественную оценку его материалов;

- определяет образовательный рейтинг ученика наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации

Засчитываются и достижения,  которые ребенок представляет из кружков и спортивных секций, оформляя их  в разделе «Мои  увлечения».

.

Раздел: «Работы, которыми  я горжусь». Учащийся представляет комплект своих творческих исследовательских и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах,  конференциях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений.

Данный раздел  включает в себя и подразделы: «Моя учеба», «Мое творчество»:

  • Работы, проекты, исследования, которые учащиеся выполнили в учреждениях дополнительного образования;
  • Работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса (классные, домашние работы; прикладные проекты; упражнения и задачи, выполненные сверх учебной программы; сочинения, рефераты, наглядные пособия, творческие работы, фотографии, зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-, видеокассеты с записью выступления; листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; лист целей и т.п.);
  • Собственные изделия учащегося (модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.).
  • Примерная форма фиксации работ ученика в «портфолио работ»:
    • Проектные работы – указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
    • Исследовательские работы и рефераты – указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц и т.п.
    • Техническое творчество – модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;
    • Работы по искусству – дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;
    • Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, хоре, оркестре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах;
    • Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия;
    • Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила; ее продолжительность;
    • Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты;
    • Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат;
    • Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика;
    • Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

Данный раздел:

- предполагает качественную оценку по параметрам полноты, разнообразия, убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.

- представляет динамику учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характера предпрофильной подготовки.

Ведомости участия в различных видах деятельности представлены в Приложении 2.

  1. Оформление портфолио

 

5.1.Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в  пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.

5.2.По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся  постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

В конце года ученик самостоятельно проводит  анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.

 

VI. Права и обязанности владельца портфолио

 

6.1.Папка личных достижений хранится у владельца или в классе.

6.2.Ученик должен стремиться накопить материалы для портфолио, представив все свои достижения.

6.3.Обучаясь на средней и старшей ступени образования, ученик может продолжать накапливать материалы портфолио до конца обучения в школе для использования при поступлении в высшие или средне – специальные образовательные учреждения.

 

VII. Подведение итогов работы

 

7.1.Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем ежегодно в конце года.

7.2.Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в Приложении 3.

7.3.Оценка по каждому виду деятельности суммируется,  вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в Приложении 4.

7.4.По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.

7.5.В конце учебного года проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:

  • «Самый оригинальный портфолио»;
  • «За лучшее оформление работ»;
  • «Идея!»;
  • «За многогранность таланта»;
  • «За трудолюбие»;
  • «За творческий подход» и др.

Портфолио ученика начальных классов

08.11.2015
изображение

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Цели формирования портфолио:

Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. 

Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Структура портфолио:

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).

В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.

 

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО :


1)ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

2)РАЗДЕЛ "Я РАССКАЖУ ВАМ О СЕБЕ"

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
 "Мое имя" - информация о том, 
что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
  "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
 "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком 
схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
 "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

 

3)РАЗДЕЛ "МОИ УВЛЕЧЕНИЯ" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
 

4)РАЗДЕЛ "МОЯ ШКОЛА" - рассказ о школе и о педагогах.

"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

5)РАЗДЕЛ "МОИ УСПЕХИ В УЧЁБЕ"

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. 

 

6)РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: 
рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

 

7)РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" 

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. 

8)РАБОТЫ КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ" 


9)РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"

Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто. 
Важно помнить.

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

 

Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:

• публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей);

• выставка «портфелей» (по желанию учащихся).

 

Критерии оценки портфолио также определяются

индивидуально:

• творчество;

• факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка);

• понимание и полнота отражения учебного материала.

 

Предварительные результаты

Работа по технологии портфолио позволяет учителю:

• оценить уровень самостоятельности детей;

• выявить проблемы в формировании у них самооценки;

• определить преобладающую мотивацию ребенка;

• оценить уровень владения умениями и навыками.

 

Записи не найдены